Игра (описание)

Перед вами логическая игра Баше, знакомая с детства, модифицированная под использование игральной кости.
Игра хоть и простая, но весьма нетривиальная. В ней вы сможете проверить свои навыки в простейшей арифметике и, при желании, заработать дополнительные бонусы.
Игра Баше - это прекрасный фитнес для мозга.
Правила игры Баше предельно просты и у игры простая механика:
---
Игроков: 2
Инвентарь: правильная игральная кость (сумма противоположных граней равна 7)
Ход игры:
До начала игры соперники определяют целевую сумму, например 25.
Игра начинается с того, что первый игрок бросает кость.
Число, выпавшее на верхней грани запоминают.
После чего, второй игрок перекатывает (кантует) кость на 90° одной из боковых граней вверх и прибавляет число, полученное на верхней грани к уже набранной сумме.
Далее, игроки по очереди продолжают перекатывать (кантовать) кость и прибавлять число на верхней грани к текущей сумме.
Победитель: игрок, который достиг целевой суммы или заставил противника превысить её.
В описанной игре ни у одного игрока нет системного преимущества — при оптимальной игре обоих участников шансы близки к равным.
Разберём почему.
Ключевые факторы равновесия
1. Симметричность правил
Благодаря правильной кости, оба игрока подчиняются одним и тем же ограничениям:
- не получится своим ходом повторить предыдущее число;
- не получится получить сумму текущего хода с предыдущим, равную 7.
Допустимые ходы зависят только от предыдущего броска, а не от того, кто ходит.
2. Равномерность вероятностей
- у кубика 6 граней, каждое число от 1 до 6 имеет одинаковую вероятность;
- после любого предыдущего броска остаётся 4 допустимых варианта (из 6) и они равновероятны.
3. Отсутствие преимущества «первого хода»
Первый игрок начинает, но его начальный бросок не даёт стратегического перевеса:
- он не может достичь целевой суммы сразу, если она больше 6;
- второй игрок отвечает на ту же логику ограничений.
Игра идёт до достижения/превышения цели, а не до фиксированного числа ходов, поэтому очерёдность не создаёт асимметрии.
4. Баланс блокирующих комбинаций
Для любого текущего хода исключена сумма с предыдущим равная 7:
- это симметрично: если для 2 для 2 запрещено 5, то и для 5 запрещено 2.
- это равномерно: ограничивает обоих игроков на каждом шаге.
Когда может возникнуть перекос?
1. Целевая сумма очень мала (например, 6 или 8) — второй игрок может выиграть за 1 ход, так как первый игрок не успеет ответить. Но игра с целевой суммой более 24 исключает такие случаи.
2. Ошибки игрока — реальный перекос возникает из-за неоптимальных ходов (например, когда игрок невольно подводит противника к победе). Но это не преимущество, а человеческий фактор.
Вывод
При случайной целевой сумме в разумном диапазоне (более 24), игра симметрична и не даёт системного преимущества ни первому, ни второму игроку.
Шансы на победу определяются качеством принимаемых решений, а не очерёдностью хода.
Вот развёрнутое описание, сфокусированное именно на логике и механике:
1. Полная симметрия правил
Вы и ИИ подчиняетесь одним и тем же ограничениям на каждом ходу:
- исключено повторение предыдущего числа;
- исключена сумма 7 с предыдущим числом.
Нет ни «специальных ходов», ни «скрытых бонусов» для одной из сторон.
2. Равномерность вероятностей
- Каждое число от 1 до 6 имеет равную вероятность
- После любого предыдущего хода остаётся ровно 4 допустимых варианта (из 6), и они равновероятны.
- Первый игрок не может «выбрать» более выгодное число — всё определяется случайностью.
3. Отсутствие преимущества первого хода
- Целевая сумма (более 24) слишком велика для мгновенной победы.
- Первый ход не даёт стратегического перевеса: оба игрока проходят через одинаковые этапы приближения к цели.
- Игра идёт до точного попадания или перебора — это уравнивает шансы независимо от очерёдности.
Почему иногда может казаться, что у вас есть преимущество?
1. Эффект малой выборки: например, серия из 6 партий — это слишком мало для выводов. В длинной серии (100+ партий) при равной игре, счёт выравнивается до 50 / 50.
2. Психологическая селективность: победы запоминаются ярче, а поражения забываются. Вы фокусируетесь на своих успехах, а не на общей статистике.
3. Иллюзия контроля: когда вы «точно знаете», что нужно бросить 5 для победы, это создаёт ощущение мастерства, хотя исход броска всё равно случаен.